ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Право. Основы правовой культуры» к учебникам доктора юридических наук, доктора педагогических наук Е. А. Певцовой Право. Основы правовой культуры» (10 класс: в 2 ч., 11 класс: в 2 ч. — М.: Русское слово, 2014) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования 2012 г. и рассчитана на обучение праву школьников 10—11 классов общеобразовательных организаций Российской Федерации как на базовом, так и на углублённом уровне. Программа предусматривает использование в образовательном процессе учебно-методического комплекта «Право. Основы правовой культуры».

Программа предусматривает использование в образовательном процессе учебно-методического комплекта «Право. Основы правовой культуры». Входящие в состав комплекта учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (10 класс: экспертное заключение № 10106–5215/217 от 12.10.2012 г. (научная экспертиза), экспертное заключение № 516 от 29.01.2014 г. (педагогическая экспертиза), экспертное заключение № 933 от 10.02.2014 г. (общественная экспертиза); 11 класс: экспертное заключение № 10106–5215/216 от 12.10.2012 г. (научная экспертиза), экспертное заключение № 517 от 29.01.2014 г. (педагогическая экспертиза); экспертное заключение № 934 от 10.02.2014 г. (общественная экспертиза).

Цели и характеристика курса «Право. Основы правовой культуры»

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования имеется обязательная предметная область «Общественные науки», включающая предмет «Право», изучение которого может проходить как на базовом, так и на углублённом уровне. Целеполагание курса определило его название — «Право. Основы правовой культуры», формирование правовой культуры и правового сознания обучающихся, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии. Правовая культура имеет множественность определений,

вооружая людей знаниями и умениями освоения правовой действительности. Современному школьнику необходим правовой опыт поведения в различных ситуациях, целенаправленно приобретаемый под влиянием системной правовоспитательной работы. Данная программа ориентирована на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем. Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

— формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

— воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

— освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

— овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

— формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки обучающихся, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения учащихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей. Общеизвестно, что правовое обучение и воспитание относятся к одним из древнейших видов культурной деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе.

Курс «Право. Основы правовой культуры» оптимально сочетает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с обучающимися. Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения, являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного на самостоятельности, правовой активности личности. Содержание курса ориентирует на уважение права, осознание его ценности во взаимоотношениях людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов.

Особенностями курса являются:

— практико-ориентированный подход в изложении содержания;

— преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования (при этом теоретико-правовые вопросы рассматриваются в качестве важной основы для познания отраслевого законодательства и выработки умений находить правовую информацию);

— опора на социальный опыт обучающихся, участвующих в различных правоотношениях;

— формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;

— формирование уважения к правам человека и нормам международного права;

— обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника для защиты своих прав;

— решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.

Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности. В рамках курса не предполагается осуществлять профессиональную подготовку юристов, хотя материал ориентирован на знакомство с ведущими юридическими профессиями с целью профессиональной ориентации подростков, успешного выбора дальнейшей образовательной траектории. Изучив материал, представленный в содержании, отработав и закрепив соответствующие умения и навыки, старшеклассник на достойном уровне сможет решить жизненный правовой конфликт или предотвратить его, защитить свои права и законные интересы близких, не допустить произвола власти, конструктивно и успешно действовать в правовом пространстве в условиях рыночных отношений.

Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. В 10 классе обучающиеся изучают вопросы теории права и государства, конституционного права. В 11 классе они приобретают правовую компетентность в различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном, трудовом и др.).

Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъекта образовательного процесса. В рамках курса предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, работа с источниками, участие в творческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьника к праву. Особую значимость имеет системная работа с правовой информацией.

Изучение курса предполагает использование ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации, обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях. Организационные модули курса представлены адаптивными вариантами организации учебно-воспитательного процесса, механизмами оптимального осуществления функций планирования, мотивации учащихся, организации процесса их правовой подготовки и контроля знаний и умений. Особое внимание уделено средствам организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе проведению олимпиад и конкурсов, написанию эссе. Методика работы направлена на развитие навыков критического анализа различных текстов, ведения дискуссий по важным общественным проблемам.

Курс «Право. Основы правовой культуры» ориентирован на формирование у школьников собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.

Данный курс можно изучать как самостоятельный учебный предмет Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на углублённом или базовом уровне, а также использовать при изучении правовых вопросов интегрированно в рамках образовательного предмета «Обществознание» на базовом уровне. Курс может обеспечить углублённое изучение права, создав условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. В рамках углублённого правового обучения формируется интерес к будущей профессиональной деятельности. Реализация указанной идеи осуществляется посредством включения в содержание курса тем о различных юридических профессиях и ведущих вопросах образовательного права. Школьники получают информацию о некоторых особенностях высшего профессионального образования, что даёт основание для верного выбора ими образовательной деятельности после окончания школы.

Содержание курса учитывает современные взгляды учёных на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира.

Данный курс на углублённом уровне позволяет сформировать у школьников представление не только о нормах национального законодательства, но и о важнейших проблемах международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. При выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, являющиеся основой для понимания норм права, такие, как проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Обучение в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков. Обучающиеся знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; а также выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Обучающиеся приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; проведения исследований по правовым темам в учебных целях; ведения дискуссии; составления отдельных видов юридических документов; умения анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации. Курс формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, приобретение навыков правового поведения, что необходимо для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных институтов; различать виды судопроизводства; уяснить полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

    Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10-11 классов относятся следующие:

-    роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

-    гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

-    вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

-    основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

-    особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задача правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели:

 Изучение права  направлено на достижение следующих целей:

•    развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

•    воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

•    освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях право-вой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

•    овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;

•    формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Место курса «Право. Основы правовой культуры» в учебном плане

Программа правового обучения школьников на углублённом уровне рассчитана на 140 учебных часов: по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В старшей школе возможно обучение праву как отдельному предмету и на базовом уровне, а также предусмотрено изучение права в рамках интегрированного курса Обществознание».

Программа правового обучения школьников по курсу «Право. Основы правовой культуры» на базовом уровне рассчитана на 70 учебных часов: по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах. В 2017-2018 учебном году по учебному плану СОШ №3 курс в 11 классах рассчитан на 0,5 часов в неделю.

3 Планируемые результаты освоения учебного курса  «Право. Основы правовой культуры»

Личностные результаты

• Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

• формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• готовность к служению Отечеству, его защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты

• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

На базовом уровне

• Сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

• владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

• владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

• сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

• сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

• сформированность основ правового мышления;

• сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

• понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

• сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

• сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

На углублённом уровне

Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:

• сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

• владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;

• сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;

• владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;

• сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

• сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций,

способов восстановления нарушенных прав;

• сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;

• понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

• сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

10 класс (70ч)

Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (6ч)

Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуальноправового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (12ч)

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт. Применение права. Акт применения права. Реализация права. спользование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.

Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (15ч)

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное оведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозноправовая семья. Социалистическая правовая семья. особенности правовой системы в России. Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости.

Промежуточный контроль 1ч

Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (19ч)

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный

орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет  (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.

Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (7 ч)

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.

Промежуточный контроль 1ч.

Резерв свободного учебного времени (9 ч)

11 класс (70ч)

Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (16ч)

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров.

Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания.

Наследование по закону.

Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая дав-

ность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование.

Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства.

Тема 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (4ч)

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

Понятия. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Тема 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО (1ч)

Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.

Понятия. Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация.

Тема 4ТРУДОВОЕ ПРАВО (9ч)

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы,

гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация. Иждивенцы.

Промежуточный контроль 1ч.

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (5ч)

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства.

Тема 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (10ч.)

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.

Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (14ч)

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Уровни образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.

Понятия. Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Экологические правонарушения. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (5ч)

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.

Понятия. Ратификация. Международное право. Международное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправительственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты.

Промежуточный контроль (1 ч)

Резерв свободного учебного времени (4 ч)

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» 10–11 КЛАССЫ (140 ч) (углублённый уровень)

10 КЛАСС (70 ч)

 

№ п\п

Наименование тем

Количество часов

1

Роль права в жизни человека и общества

2

Теоретические основы права как системы.

12ч

3

Правоотношения и правовая культура

15 ч

4

Промежуточный контроль

5

Государство и право

19ч

6

Правосудие и правоохранительные органы

7

Промежуточный контроль

8

Обобщение

9 ч

 

 

11 класс

№ п\п

Наименование тем

Количество часов

1

Гражданское право

16ч

2

Семейное право

3

Жилищное право

4

Трудовое право

5

Промежуточный контроль

6

Административное право и административный процесс

7

Уголовное право и уголовный процесс

10ч

8

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

14ч

9

Международное право

5 ч

10

Промежуточный контроль

11

обобщение

 

 

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

10 класс

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России. М.,1999.

2. Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Андреев А. Р. История государственной власти в России. М., 1999.

4. Бабурин С. Н. Государствоведение. Научные труды. М.,2013.

5. Бабурин С. Н. Мир империй: теория государства и мировой порядок. СПб., 2013.

6. Бахрах Д. Н. Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебная практика. М., 2012.

7. Бахрах Д. Н. Очерки теории российского права. М., 2010.

8. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. М., 1993. № 7.

9. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности. М., 2013.

10. Гаджиев Г. А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности. М., 2013.

 11. Демченко Т. И. Древнерусское правовое сознание. М., 2013.

12. Дискуссионные проблемы права // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2012. № 5.

13. Еременко В. И. Суд по интеллектуальным правам — первый специализированный суд в российской судебной системе // Государство и право. 2012. № 9.

14. Земцов Б. Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. М., 2012.

15. История политических и правовых учений: учебник / под ред. М. Н. Марченко. М., 2012.

16. Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2011.

17. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2011.

18. Клеандров М. И. Правовая сущность судейского сообщества в Российской Федерации // Государство и право. 2013. № 3.

19. Комова Н. Б. Идея монархической власти в России на рубеже XV–XVI веков // Юристъ Правоведъ. 2012.

20. Кобликов А. С. Избранное: юридическая этика. Военные суды России. М., 2011.

21. Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / под ред. В. Г. Зорькина. М., 2009.

22. Коршунов Н. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011.

23. Крусс В. И. Злоупотребление правом: учебное пособие. М., 2010.

24. Лазарев В. В. Избранные труды: в 3 т. М., 2010.

25. Лукьянова Е. Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М., 2006.

26. Малько А. В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5.

27. Малько А. В., Трофимов В. В. Правовая политика в современной России: проблемы доктринального понимания и формирования // Государство и право. 2013.

28. Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.

29. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2013.

30. Марченко М. Н. Источники права. М., 2012.

31. Нерсесянц В. С. Право и правовой закон: становление и развитие. М., 2009.

32. Нерсесянц В. С. Современное право: теория и методология. М., 2012.

33. Певцова Е. А. Активные и интерактивные методики формирования правовой компетентности детей и молодёжи: книга для педагогов. Ярославль; М., 2013.

34. Певцова Е. А. Методические рецепты применения электронных образовательных ресурсов при изучении Конституции РФ на уроках права / Профессиональное развитие

педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе. М., 2014.

35. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ — ХХI веков. М., 2003.

36. Певцова Е. А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. Ярославль; М., 2013.

37. Певцова Е. А. Ребёнку о правах человека // Бюллетень. Как защитить свои права. 2011. № 1.

38. Певцова Е. А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодёжи. М., 2013.

39. Певцова Е. А. Современная теория правосознания молодёжи: теоретико правовые аспекты // Гражданин и право. 2007. № 3.

40. Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2011.

41. Поляков С. Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие и пути реализации. М., 2011.

42. Поляков С. Б. Юридическая ответственность государства. М., 2013.

43. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2013.

44. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2012.

45. Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945–1985) / под общ. ред. Ю. Л. Шульженко. М., 2012.

46. Современное международное частное право в России и Евросоюзе. Кн. 1 / под ред. М. М. Богуславского, А. Г. Лисицына-Светланова, А. Трунка. М., 2013.

47. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов. М., 2013.

48. Субочев В. В. Законные интересы: монография / под ред. А. В. Малько. М., 2012.

49. Сырых В. М. История и методология юридической науки: учебник. М., 2012.

50. Чаннов С. Е. Муниципальное право: конспект лекций. М., 2013.

51. Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2013.

52. Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. М., 2013.

53. Чиркин В. Е. Сравнительное государствоведение. М., 2013.

54. Шишкарев С. Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право. 2010. № 4.

11 класс

55. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М., 2013.

56. Алексеев С. С. Тайна и сила права. М., 2013.

57. Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. М., 2012.

58. Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М., 2010.

59. Астапова Т. Ю., Баранов В. А., Гущин В. В. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2009.

60. Ашаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. М., 2010.

61. Булатецкий Ю. Е. Потребительское право: курс лекций. М., 2012.

62. Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2010.

63. Гражданское право / под общ. ред. С. С. Алексеева. М., 2012.

64. Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2013.

65. Дуюнов В. К., Хлебушкин А. Г. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика. М., 2013.

66. Егоров С. Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М., 2013.

67. Защита прав потребителей финансовых услуг: монография / отв. ред. Ю. Б. Фогельсон. М., 2011.

68. Иоффе О. С. Основные проблемы гражданского права. М., 2013.

69. Карташкин В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации: монография. М., 2013.

70. Коршунова Т. Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. М., 2012.

71. Крашенинников П.В. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса РФ. М., 2012.

72. Крашенинников П.В. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия. Агентирование. Постатейный комментарий глав 39,49–52 Гражданского кодекса РФ. М., 2012.

73. Мамут Л. С. Правовое общение: очерк теории. М., 2013.

74. Миронова С. Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданско-правовых споров. М., 2010.

75. Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие. М., 2009.

76. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Трудовое право: практикум. М., 2007.

77. Определения Верховного Суда Российской Федерации по гражданским, трудовым и социальным делам, 2006–2007: сборник / сост. Е. С. Гетман, Г. А. Гуляева, Л. М. Пчелинцева и др. М., 2009.

78. Певцова Е. А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Народное образование. 2008. № 2.

79. Певцова Е. А. Из истории развития законодательства о правах молодёжи в России // История государства и права. 2007. № 20.

80. Певцова Е. А. Международное право (учебно-методический комплекс для вузов: лекции, тесты, задания для самостоятельной работы). М., 2012.

81. Певцова Е. А. Образовательный и профессиональный статус современной молодёжи: социолого-правовой анализ // Вестник Российской правовой академии. 2009. № 2.

82. Певцова Е. А. О некоторых особенностях юридической техники в процессе правотворчества в сфере образования // Фундаментальные и прикладные исследования

кооперативного сектора экономики. 2013. № 4.

83. Певцова Е. А. Права детей и молодёжи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц. Ярославль; М., 2013.

84. Певцова Е. А. Правовая защита молодёжи при трудоустройстве. М., 2013.

85. Певцова Е. А. Правовая защита от негативной информации // Народное образование. 2008. № 6 (1379).

86. Певцова Е. А. Правовое регулирование образовательного процесса // Народное образование. 2007. № 5.

87. Певцова Е. А. Правовые и педагогические основы работы тьютора: монография. Ярославль; М., 2012.

88. Певцова Е. А. Профессиональное самоопределение. М., 2011.

89. Певцова Е. А. Теоретико-правовые взгляды на правовую идеологию современных адвокатов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора

экономики. 2013. № 2.

90. Певцова Е. А. Функции правосознания учащейся молодёжи: состояние и проблемы развития // LexRussica. Научные труды МГЮА. 2006. № 5.

91. Певцова Е. А. Эффективность правового регулирования в сфере образования: вопросы теории и практики // Право и образование. 2012. № 2.

92. Правосудие в современном мире / под ред. Т. Я. Хабриевой, В. М. Лебедева. М., 2013.

93. Предпринимательское право: практический курс / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2011.

94. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник. М., 2012.

95. Рассолов И. М. Информационное право. М., 2010.

96. Серков П. П. Административная ответственность в Российском праве: современное осмысление и новые подходы. М., 2013.

97. Синюков В. Н. Российская правовая система. М., 2013.

98. Трудовое право России: учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2012.

99. Финансовое право Российской Федерации: учебное пособие / В. Б. Алексеев и др. М., 2010.

100. Шилохвост О. Ю. Наследование по закону в российском гражданском праве: монография. М., 2012.

101. Эрделевский А. М. Гражданское право. М., 2013.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА ПО ПРАВУ

1. http:// www.pravo.gov.ru — Официальный Интернет портал правовой информации.

2. http://www.consultant.ru — Правовая система Консультант Плюс.

3. http://www.constitution.ru — Конституция РФ.

4. http:// www.law.edu.ru — Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.

5. http:// www.uznay-prezidenta.ru — Президент России гражданам школьного возраста.

6. http://www.council.gov.ru — Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

7. http://www.duma.gov.ru — Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

8. http://www.ksrf.ru — Конституционный суд РФ.

9. http://www.vsrf.ru — Верховный суд РФ.

10. http:// www.genproc.gov.ru — Генеральная прокуратура РФ.

11. http://www.sledcom.ru — Следственный комитет РФ.

12. http://www.pfrf.ru — Пенсионный фонд РФ.

13. http://www.cbr.ru — Центральный банк РФ.

14. http://www.notariat.ru — Федеральная нотариальная палата.

15. http://www.rfdeti.ru — Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.

16. http:// www.ombudsmanrf.org — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

17. http://www.mnr.gov.ru — Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

18. http:// www.rostrud.ru — Федеральная служба по труду и занятости РФ.

19. http://www.rosregistr.ru — Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра.

20. http://www.potrebitel.net — Союз потребителей Российской Федерации.

21. http://www.rospotrebnadzor.ru — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

22. http:// www.рспп.рф — Российский союз промышленников и предпринимателей.

23. http:// www.acadprava.ru — Открытая академия правовой культуры детей и молодёжи.

24. http://www.un.org/ru — Организация Объединённых Наций.

25. http:// www.unesco.org/new/ru — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО).

26. http://www.coe.ru — Информационный офис Совета Европы в России.