Пояснительная записка.
Настоящая
рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования под редакцией
академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова.
Программа: «Обществознание.
10-11 классы, базовый уровень».- М.«Просвещение»,2010.
Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова
Л.Ф., Матвеев А.И.
Допущена Министерством образования и науки
Российской Федерации для общеобразовательных учреждений.
Учебник:
Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый
уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред.
Л.Н.Боголюбова (и др.)-3-е изд.- М.: «Просвещение», 2012.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом
уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний,
отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе,
познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика,
духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты взаимосвязаны, как
связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса
входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность
моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим
людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни
общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне
обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного
изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим
вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо
современному человеку. Освоение
нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами
истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания, включая экономику
и право, в старшей школе является очень важным для всестороннего развития
личности ребенка.
Цели
и задачи курса:
Развитие личности в период ранней юности,
ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического
образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.Воспитание общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации. Освоение системы знаний об
экономической и иных видах деятельности людей; об обществе и его сферах; правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина; для последующего
изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы
среднего и высшего профессионального образования и самообразования. Овладение
умениями получать и критически осмысливать социальную, в том числе
экономическую и правовую информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства. Формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для
соотношения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе. Общая характеристика учебного предмета. Содержание среднего (полного) общего образования
на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные
объекты изучения: общество в
целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения,
политика, духовно-нравственная сфера, право.
Все означенные компоненты
содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний, в содержание курса входят:
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению
к обществу и другим людям;
правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества;
система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на
базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем
углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Освоение нового содержания осуществляется с
опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Рабочая
программа имеет направление на достижение следующих
целей:
Цели
Изучение
обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности
в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы
знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
• овладение
умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
• формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса
вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного
образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие
самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование
человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства;
воспитание
гражданственности и любви к Родине;
создание у
учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных
современному уровню научных знаний;
выработка основ
нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция
личности в систему национальных и мировой культур;
содействие
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми,
национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в
реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом
многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация
учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели
курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию
учащихся полной средней школы:
способствовать
формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и
творчески мыслящей личности;
передать
учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми
поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у
учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном
многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои
специфические особенности в разных странах;
развить у
школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать
формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся
разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;-
помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу
содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие
требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе
концепции модернизации образования;
•
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному
этапу их учебной деятельности;
• формирование у
учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки
собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной
деятельности общественных явлений.
Определение
места и роли учебного курса.
Содержание среднего (полного) общего
образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет
собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом,
человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения,
политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах
дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология,
правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны,
как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в
содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,
совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу
и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях
жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание
курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной
школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных
ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание
которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии,
литературы и др. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на
межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования.
В том числе: в X по 70
часов, и XI классах- 68
часов из расчета 2 учебных часа в
неделю.
Примерная
программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв
свободного
учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации
авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного
процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий, а также регионального
компонента- 10%.
Планируемые
результаты освоения курса
В
результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность
человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека
в системе общественных отношений;
• тенденции
развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
• необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
•
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные
социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную
информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные
и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные
теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
• осуществлять
поиск социальной информации, представленной > в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный
ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
•
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия
субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на
основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам;
• подготавливать устное
выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
•
совершенствования собственной познавательной деятельности;
•
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
• решения
практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
•
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
•
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки
происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
•
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
•
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением
Межпредметные
связи на уроках обществознания:
Курс «Обществознание» в 10-11 классах
опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе
которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература»,
«География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном
перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 10-11
классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое
использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления
через их зарождение, развитие и современное состояние.
Краткая
характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов
деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного
года
В результате
изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные
свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность
общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные
черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и
значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные
социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные
объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить
примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
• оценивать поведение
людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные
и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять
поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в
социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно
составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
справки и т.п.).
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• полноценного
выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и
правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и
защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей
• первичного
анализа и использования социальной информации;
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
Примерная
программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего
образования являются:
сознательно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
владение такими
видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование
этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять
познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на
использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных
реальных связей и зависимостей;
на определение
сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и
извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
на перевод
информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение
изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих
учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде,
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
на определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Перечисленные
познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных
технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Программа
призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного
выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Базовый уровень. (68 ч).
Раздел 1. Общество и человек
Глава 1. Общество (4 ч)
Общество
как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.
Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты
общества.
Общество, страна,
государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная
организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение
общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры.
Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура
материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об
охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (12 ч).
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и
смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения
человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу.
Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения
окружающей среды.
Духовные ориентиры личности.
Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло.
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ
человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура
деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды
деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная
деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни
человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов.
Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и
относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания.
Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек.
Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение.
Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение
и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и
социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и
ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные
сферы общественной жизни.
Глава 3. Духовная культура (9 ч).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная,
массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной
культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и
нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный
комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные
универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры.
Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и
формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование,
школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип
учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль
науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в
университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация
наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история
и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и
разновидности академий.
Категории морали.
Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и
религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм,
христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения
религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые
религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ
и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы
жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в
мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства.
Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура
художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их
история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (4 ч).
Влияние экономики на
поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии
экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных
ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной
экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление,
распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и
рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные
предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура:
сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения
и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль
экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (14 ч).
Социальная
структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной
структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения
на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы,
её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная
стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии
её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и
имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного
общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового
положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний
класс.
Социальные
отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и
бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни.
Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты
труда. Культура труда.
Социальные
нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения
между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными
нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и
национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов.
Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная
нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и
современные проявления.
Семья как
фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи.
Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость
браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная
роль.
Социальные процессы в современной России.
Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Молодёжная субкультура.
Глава 7. Политическая сфера
(12ч).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в
качестве политического института общества. Разделение властей. Властные
отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.
Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки
государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.
Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и
частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и
исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и
особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических
свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История
развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.
Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его
становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные
системы.
Голосование как
форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования.
Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль
референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право.
Глава 8. Право как особая система
норм (11 ч).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической
ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских
правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности
правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники
права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое
правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.
Развитие права в современной России.
Конституционное право.
Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право.
Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание.
Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность
общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества.
Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного
прогресса. Формы общественного прогресса.
Повторение (4часа)
11 класс (68 ч)
Введение
(1 ч)
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (23 ч)
Экономика и экономическая наука. Что
изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической
деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы
экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция
и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый
рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы
производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические
и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике.
Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы
денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное
законодательство.
Банковская система. Роль центрального
банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды,
причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и
экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения,
страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное
экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)
Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема
неполных семей.
Религиозные объединения и организации в
РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание.
Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая
идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм
политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в
политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее
формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология
лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (23 ч)
Гуманистическая роль естественного
права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное
право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской
Федерации.
Гражданин, его права и обязанности.
Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на
благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические
правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского
права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия
заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок
приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные
учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их
рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс:
основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека.
Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная
защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное
право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (3 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Резерв времени — 3 ч.
Тематический план по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
|
1 |
Общество |
4 |
|
2 |
Человек |
11 |
|
3 |
Духовная культура |
8 |
|
4 |
Экономика |
4 |
|
5 |
Социальная сфера |
13 |
|
6 |
Политическая сфера |
13 |
|
7 |
Право как особая система норм |
14 |
|
8 |
Заключение :Общество в развитии |
3 |
|
Тематический план по обществознанию 11 класс (базовый уровень)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
|
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Человек и экономика |
23 |
|
3 |
Проблемы социально – политической и духовной жизни |
15 |
|
4 |
Человек и закон |
23 |
|
5 |
Итоговое повторение |
3 |
|
6 |
Подготовка к ЕГЭ |
3 |
|
Основная литература.
В
преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:
учебники:
1) Обществознание: профильный уровень: учебник для 10
кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М.
Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2013;
2) Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл.
общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М.
Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2013
4.2 Дополнительная (методическая)
литература
1)Дидактические материалы по курсу «Человек и
общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.:
Просвещение, 2008;
2) Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией
Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2008;
3)Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г
Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;
4) Тесты.
Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования.
– М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
5) Единый государственный экзамен 2008. Обществознание.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2008;